Сверка расчетов с налоговой инспекцией

Начало

Сверка расчетов с налоговой инспекцией

Сверка расчетов с налоговой инспекцией

Процедура сверки расчетов с налоговой инспекцией - это важная часть внутреннего контроля. Она позволяет налогоплательщику выяснить, все ли данные из поданных им деклараций внесены в базу данных налогового органа, все ли налоги перечислены. В ходе сверки зачастую выявляются ошибки при заполнении платежных поручений, и пока платежи не уточнены, обязанность по уплате налога считается неисполненной.

приступить

Основные этапы сверки

Основные этапы сверки

Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика.

Порядок этой процедуры регламентирован вместе с Временным порядком проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, направленным письмом ФНС России 9 марта 2021 года № АБ-4-19/2990.

  Назад

Сверка проходит по инициативе налогоплательщика

Сверка проходит по инициативе налогоплательщика

Если налогоплательщик сам запрашивает сверку расчетов, инспекция обязана ее провести (подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Налогоплательщик подает заявление

Налогоплательщик подает заявление

Утвержденной формы заявления нет, вы можете подать его либо в произвольной, либо по форме, рекомендуемой письмом ФНС России от 28 октября 2020 года № АБ-4-19/17644@.

В заявлении укажите, за какой период вам нужен акт сверки.

Если дата окончания периода проверки превысит дату подачи заявления, то датой окончания периода сверки считается дата подачи заявления.

Если не укажите в заявлении периода сверки, ее проведут за время с 1 января текущего года по состоянию на дату получения заявления.

Кроме того, не забудьте указать КБК, по которому хотите провести проверку. Если его не указать, сверку расчетов сделают по всем вашим КБК.

Сверка проходит по инициативе ИФНС

Сверка проходит по инициативе ИФНС

Законодательство не устанавливает случаев, когда обязательно нало проводить сверку расчетов.

Теперь ни ликвидируемых, ни реорганизуемых компаний, ни тех, кто относится к крупнейшим налогоплательщикам, сверку проводить не обяжут. Нет обязанности ее проводить и при смене налоговой инспекции.

Есть один случай, когда налоговики могут предложить вам сверить расчеты с бюджетом – при обнаружении переплаты (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ).

ИФНС уведомляет налогоплательщика о дате сверки

ИФНС уведомляет налогоплательщика о дате сверки

ИФНС направляет письменное уведомление налогоплательщику о дате проведения сверки.

ИФНС составляет акт сверки по своим данным

ИФНС составляет акт сверки по своим данным

Инспекция, инициировавшая сверку, формирует акт сверки расчетов.

Никаких сроков, в течение которых инициатор проверки должен направить этот акт фирме, не установлено.

ИФНС направляет акт сверки налогоплательщику

ИФНС направляет акт сверки налогоплательщику

После того, как акт сверки сформирован, инспекция:

  • передаст акт представителю компании лично, направит по почте либо в МФЦ;
  • направит акт компании в электронной форме.

В первом случае, чтобы получить акт в инспекции, представителю компании понадобится документ, удостоверяющий личность, и доверенность. Если таких документов не будет, акт сверки направят по почте. По почте акт будет отправлен и том случае, если никто не обратится в ИФНС с целью получить акт лично. Сделано это будет через 5 рабочих дней со дня истечения срока для представления акта.

Во втором случае акт передадут по ТКС либо через личный кабинет налогоплательщика. Его должны подписать усиленной квалифицированной подписью.

Налогоплательщик сверяет данные своего учета с актом ИФНС

Налогоплательщик сверяет данные своего учета с актом ИФНС

Данные акта сверки, полученного от ИФНС, организация сверяет со своими данными. Если расхождений не обнаружено, сверка считается законченной. Если расхождения обнаружены, выявляются их причины.

Расхождений нет

Расхождений нет

Если расхождений не обнаружено, сверка считается законченной.

ИФНС и налогоплательщик подписывают акт сверки

ИФНС и налогоплательщик подписывают акт сверки

Акт в бумажном варианте, который организация получает лично, подписывают ее представитель и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах.

При этом на втором экземпляре акта заявитель проставляет отметку в получении оригинала акта, подпись, указывает свою фамилию и инициалы и дату получения.

Также на акте проставляется подпись должностного лица, ответственного за сверку.

Если акт получают в электронной форме, никаких обязанностей для фирмы его подписывать электронной подписью и направлять в ИФНС подписанный экземпляр, не установлено.

Расхождения есть

Расхождения есть

Причинами расхождений могут быть:

  • ошибки, допущенные организацией при отражении начисления налогов (взносов, пеней, штрафов) в учете или при оформлении платежных поручений.;
  • ошибки в информационной базе инспекции, если в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика по вине инспекции не внесены какие-то данные.

Налогоплательщик выявил расхождения

Налогоплательщик выявил расхождения

Собственные ошибки следует устранить путем корректировки данных учета или подачи заявления в инспекцию об уточнении платежа.

Расхождения с данными информационной базы инспекции налогоплательщик указывает в разделе 1 акта сверки. В разделе 2 акта указываются сведения о переплатах или недоимках по данным организации. Заполненный акт передается в инспекцию.

Расхождения устранены

Расхождения устранены

Если все расхождения устранены, процедура сверки заканчивается. В ИФНС формируется окончательный акт. Его нужно подписать.

Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки

Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки

Акт в бумажном варианте, который организация получает лично, подписывают ее представитель и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах.

При этом на втором экземпляре акта заявитель проставляет отметку в получении оригинала акта, подпись, указывает свою фамилию и инициалы и дату получения.

Также на акте проставляется подпись должностного лица, ответственного за сверку.

Если акт получают в электронной форме, никаких обязанностей для фирмы его подписывать электронной подписью и направлять в ИФНС подписанный экземпляр, не установлено.

Расхождения не устранены

Расхождения не устранены

Если расхождения не устранены и ИФНС отразила в акте сверки задолженность, с которой вы не согласны, на это нужно указать в акте, и лишь после этого подписать документ.

Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки

Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки

Акт в бумажном варианте подписывают налогоплательщик и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах.

Акт в бумажном варианте, который организация получает лично, подписывают ее представитель и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах.

При этом на втором экземпляре акта заявитель проставляет отметку в получении оригинала акта, подпись, указывает свою фамилию и инициалы и дату получения.

Также на акте проставляется подпись должностного лица, ответственного за сверку.

Если акт получают в электронной форме, никаких обязанностей для фирмы его подписывать электронной подписью и направлять в ИФНС подписанный экземпляр, не установлено.

Экземпляры акта сверки передаются по предназначению

Экземпляры акта сверки передаются по предназначению

Первый экземпляр акта сверки вручают организации, второй – остается в инспекции.

Экземпляры акта сверки передаются по предназначению

Экземпляры акта сверки передаются по предназначению

Первый экземпляр акта сверки вручают организации, второй – остается в инспекции.

Сверку расчетов проводят:

  • по инициативе организации или предпринимателя;
  • по инициативе налоговой инспекции.

В настоящее время обязательных случаев проведения сверки расчетов нет.

Раньше обязательно сверять расчеты надо было:

  • при ликвидации либо реорганизации компании;
  • при переходе компании из одной инспекции в другую;
  • если вы относились к крупнейшим налогоплательщикам.

В настоящее время эти требования отменены. Теперь, если организация снимается с учета в одной инспекции и переходит в другую, оформлять акт сверки необязательно. Аналогично – если фирму ликвидируют или реорганизуют. В таких случаях организация не получит уведомление о сверке (приказ ФНС от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822).

Последний случай – проведение сверки для крупнейших налогоплательщиков, также утратил свою актуальность. Он был предусмотрен во Временном порядке проведения совместной сверки расчетов, направленном письмом ФНС России от 16 апреля 2020 года № АБ-4-19/6371@.

Однако, теперь налоговики вместо этого письма, направили новое – от 9 марта 2021 года № АБ-4-19/2990. В нем они представили новый Временный порядок проведения совместной сверки расчетов. От прежнего он сильно не отличается, но обязательную сверку расчетов для крупнейших налогоплательщиков, из него исключили.

Как подать заявление на сверку

Чтобы провести сверку, организации надо подать заявление.

Сделать это можете либо в бумажной, либо в электронной форме.

Подать заявление вы можете:

  • в ИФНС лично;
  • через МФЦ;
  • направить по почте;
  • представить в электронной форме по ТКС при условии, что вы зарегистрированы в качестве участника электронного документооборота. При этом вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись;
  • через личный кабинет налогоплательщика. В этом случае допускают усиленной неквалифицированной электронной подписи.

В приеме бумажного заявления ИФНС может отказать. Например, если:

  • вы обратились в ИФНС не по месту своего учета;
  • вы не указали в заявлении название своей фирмы, ИНН, КПП;
  • в заявлении нет подписи руководителя организации;
  • вы подали заявление, не приложив доверенность, которая подтверждает полномочия представителя на подачу документов в ИФНС.

Заявление в бумажной форме ИФНС зарегистрирует не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем его поступления.

Как устранить расхождения

Обычной практикой для устранения расхождений является предоставление налогоплательщиком документов, подтверждающих данные его учета (копий платежных поручений, выписок банка). При обнаружении ошибки, допущенной налоговой инспекцией, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку.

После того, как служебные записки «пройдут» по отделам налоговой, на основании уточненных данных формируется новый акт сверки расчетов с учетом внесения изменений на текущую дату. После этого представитель организации приглашается в инспекцию для подписания и получения акта (с указанием даты вручения), или акт направляется ему ценным письмом по почте, ТКС либо через личный кабинет.

Если расхождения не устранены и ИФНС отразила в акте сверки задолженность, с которой налогоплательщик не согласен, он должен указать на это в акте, и лишь после этого подписать документ. Без такого указания в случае спора суд может квалифицировать это как признание задолженности (абз. 3 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).

Срок сверки по налогам

Максимальный срок, установленный для сверки расчетов, – 30 календарных дней. Он предусмотрен на случай появления у фирмы разногласий к полученному акту сверки. Если таковые имеются, организация возвращает налоговикам акт, приложив к нему документы, которые подтвердят ее позицию. С даты регистрации возвращенного акта с разногласиями и исчисляются 30 календарных дней.

Срок формирования акта сверки расчетов зависит от того, каким способом вы подали заявление на сверку.

Если заявление подали на бумаге при личном обращении в налоговую либо направили его по почте, акт сверки расчетов должны подготовить не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации вашего заявления.

Если заявление на сверку вы подали в электронном виде, налоговики должны сформировать акт не позднее 3-х рабочих дней с момента получения вашего заявления. Акт подпишут УКЭП и направят вам в электронной форме по ТКС или через личный кабинет.