Сверка расчетов с налоговой инспекцией
Сверка расчетов с налоговой инспекцией
Сверка расчетов с налоговой инспекцией
Процедура сверки расчетов с налоговой инспекцией - это важная часть внутреннего контроля. Она позволяет налогоплательщику выяснить, все ли данные из поданных им деклараций внесены в базу данных налогового органа, все ли налоги перечислены. В ходе сверки зачастую выявляются ошибки при заполнении платежных поручений, и пока платежи не уточнены, обязанность по уплате налога считается неисполненной.
приступитьОсновные этапы сверки
Основные этапы сверки
Сверка расчетов по налогам, страховым взносам, пеням, штрафам может проводиться по инициативе налоговой инспекции либо по инициативе налогоплательщика.
НазадСверка проходит по инициативе налогоплательщика
Сверка проходит по инициативе налогоплательщика
Если налогоплательщик подает заявление на сверку, инспекция обязана выдать соответствующую запрашиваемую справку или акт.
Налогоплательщик подает заявление
Налогоплательщик подает заявление
Для сверки в ИФНС можно запросить:
- справку о наличии положительного, отрицательного, нулевого сальдо на ЕНС (справка о сальдо ЕНС);
- акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве единого налогового платежа, на бумажном носителе.
Для получения справки в ИФНС подайте заявление по форме, утв. приказом ФНС России от 30 января 2025 года № ЕД-7-8/61@.
При заполнении заявления нужно указать код:
- 1 – о наличии на дату формирования справки положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС;
- 2 – об исполнении обязанности по уплате;
- 3 – о принадлежности суммы, перечисленной в виде ЕНП.
Чтобы получить Акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, направьте налоговикам заявление по рекомендованной форме. Форма заявления направлена письмом ФНС России от 29 декабря 2022 г. №АБ-4-19/17879@ и действует с 2023 года.
В заявлении укажите, за какой период вам нужен акт сверки. Если дата окончания периода проверки превысит дату подачи заявления, то датой окончания периода сверки считается дата подачи заявления.
Если не укажите в заявлении периода сверки, ее проведут за время с 1 января текущего года по состоянию на дату получения заявления. Кроме того, не забудьте указать КБК, по которому хотите провести проверку. Если его не указать, сверку расчетов сделают по всем вашим КБК.
Сверка проходит по инициативе ИФНС
Сверка проходит по инициативе ИФНС
Законодательство не устанавливает случаев, когда обязательно нало проводить сверку расчетов.
Теперь ни ликвидируемых, ни реорганизуемых компаний, ни тех, кто относится к крупнейшим налогоплательщикам, сверку проводить не обяжут. Нет обязанности ее проводить и при смене налоговой инспекции.
ИФНС уведомляет налогоплательщика о дате сверки
ИФНС уведомляет налогоплательщика о дате сверки
ИФНС направляет письменное уведомление налогоплательщику о дате проведения сверки.
ИФНС составляет акт сверки по своим данным
ИФНС составляет акт сверки по своим данным
Инспекция, инициировавшая сверку, формирует акт сверки расчетов.
Никаких сроков, в течение которых инициатор проверки должен направить этот акт фирме, не установлено.
ИФНС направляет акт сверки налогоплательщику
ИФНС направляет акт сверки налогоплательщику
Срок формирования акта сверки:
- 5 рабочих дней – с даты регистрации заявления на бумажном носителе
- 3 рабочих дней – с даты регистрации заявления в электронном виде.
При этом срок регистрации заявления составляет – не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем поступления этого заявления в налоговый орган.
Налогоплательщик сверяет данные своего учета с актом ИФНС
Налогоплательщик сверяет данные своего учета с актом ИФНС
Данные акта сверки, полученного от ИФНС, организация сверяет со своими данными. Если расхождений не обнаружено, сверка считается законченной. Если расхождения обнаружены, выявляются их причины.
Расхождений нет
Расхождений нет
Если расхождений не обнаружено, сверка считается законченной.
ИФНС и налогоплательщик подписывают акт сверки
ИФНС и налогоплательщик подписывают акт сверки
Акт в бумажном варианте, который организация получает лично, подписывают ее представитель и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах.
При этом на втором экземпляре акта заявитель проставляет отметку в получении оригинала акта, подпись, указывает свою фамилию и инициалы и дату получения.
Также на акте проставляется подпись должностного лица, ответственного за сверку.
Если акт получают в электронной форме, никаких обязанностей для фирмы его подписывать электронной подписью и направлять в ИФНС подписанный экземпляр, не установлено.
Расхождения есть
Расхождения есть
Причинами расхождений могут быть:
- ошибки, допущенные организацией при отражении начисления налогов (взносов, пеней, штрафов) в учете или при оформлении платежных поручений.;
- ошибки в информационной базе инспекции, если в карточку расчетов с бюджетом налогоплательщика по вине инспекции не внесены какие-то данные.
Налогоплательщик выявил расхождения
Налогоплательщик выявил расхождения
Собственные ошибки следует устранить путем корректировки данных учета или подачи заявления в инспекцию об уточнении платежа.
Если у вас будут несогласия с данными ИФНС, то в графе 3 разделов I и II по строке, с суммой, по которой не согласен, укажите свою сумму. Один экземпляр акта надо вернуть в инспекцию.
Указанные разногласия ИФНС должна рассмотреть в течение 30 дней.
Расхождения устранены
Расхождения устранены
Если все расхождения устранены, процедура сверки заканчивается. В ИФНС формируется окончательный акт. Его нужно подписать.
Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки
Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки
Акт в бумажном варианте, который организация получает лично, подписывают ее представитель и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах.
При этом на втором экземпляре акта заявитель проставляет отметку в получении оригинала акта, подпись, указывает свою фамилию и инициалы и дату получения.
Также на акте проставляется подпись должностного лица, ответственного за сверку.
Если акт получают в электронной форме, никаких обязанностей для фирмы его подписывать электронной подписью и направлять в ИФНС подписанный экземпляр, не установлено.
Расхождения не устранены
Расхождения не устранены
Если расхождения не устранены и ИФНС отразила в акте сверки задолженность, с которой вы не согласны, на это нужно указать в акте, и лишь после этого подписать документ.
Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки
Налогоплательщик и ИФНС подписывают акт сверки
Акт в бумажном варианте подписывают налогоплательщик и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах.
Акт в бумажном варианте, который организация получает лично, подписывают ее представитель и должностное лицо ИФНС в двух экземплярах.
При этом на втором экземпляре акта заявитель проставляет отметку в получении оригинала акта, подпись, указывает свою фамилию и инициалы и дату получения.
Также на акте проставляется подпись должностного лица, ответственного за сверку.
Если акт получают в электронной форме, никаких обязанностей для фирмы его подписывать электронной подписью и направлять в ИФНС подписанный экземпляр, не установлено.
Экземпляры акта сверки передаются по предназначению
Экземпляры акта сверки передаются по предназначению
Первый экземпляр акта сверки вручают организации, второй – остается в инспекции.
Экземпляры акта сверки передаются по предназначению
Экземпляры акта сверки передаются по предназначению
Первый экземпляр акта сверки вручают организации, второй – остается в инспекции.
Важно помнить
Сверку расчетов проводят:
- по инициативе организации или предпринимателя;
- по инициативе налоговой инспекции.
В настоящее время обязательных случаев проведения сверки расчетов нет.
Для получения информации о состоянии единого налогового счета в ИФНС можно получить следующие документы:
- справка о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС, которая отражает сальдо по состоянию на дату формирования документа. При наличии задолженности к справке прилагается детализация отрицательного сальдо и карта расчета пени. Срок предоставления – 5 рабочих дней;
- сведения о наличии (отсутствии) задолженности в размере отрицательного сальдо ЕНС. Документ подтверждает исполнение обязанности по перечислению налоговых платежей по состоянию на определенную дату (в отличие от справки о сальдо ЕНС). Срок предоставления – 10 рабочих дней;
- справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов – этот документ содержит только информацию на дату его формирования о наличии / отсутствии налоговой задолженности, без её детализации. Срок его предоставления – 10 рабочих дней;
- справка о принадлежности сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП. Эта справка отражает учет поступивших платежей и их распределение по обязательствам за определенный период. При этом по выбору заявителя она может быть сформирована либо в развернутом, либо в агрегированном виде (с отражением общей суммы в пределах одного дня). Срок предоставления документа – 5 рабочих дней;
- акт сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, либо сумм денежных средств, перечисленных не в качестве ЕНП. Документ отражает начисления и уплаты за определенный период, предназначен для осуществления сверки с ИФНС. Срок предоставления – 5 рабочих дней.
Эти документы помогут контролировать состояние расчетов с бюджетом и оперативно получать информацию о распределении единого налогового платежа.
Как подать заявление на сверку
Чтобы провести сверку, организации надо подать заявление. Единая форма заявления для получения сведений по ЕНС утверждена приказом ФНС России от 30 января 2025 года № ЕД-7-8/61@.
Сделать это можете либо в бумажной, либо в электронной форме.
Подать заявление вы можете:
- в ИФНС лично;
- через МФЦ;
- направить по почте;
- представить в электронной форме по ТКС при условии, что вы зарегистрированы в качестве участника электронного документооборота. При этом вам понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись;
- через личный кабинет налогоплательщика. В этом случае допускают усиленной неквалифицированной электронной подписи.
В приеме бумажного заявления ИФНС может отказать. Например, если:
- вы обратились в ИФНС не по месту своего учета;
- вы не указали в заявлении название своей фирмы, ИНН, КПП;
- в заявлении нет подписи руководителя организации;
- вы подали заявление, не приложив доверенность, которая подтверждает полномочия представителя на подачу документов в ИФНС.
Заявление в бумажной форме ИФНС зарегистрирует не позднее 1-го рабочего дня, следующего за днем его поступления.
Как устранить расхождения
Обычной практикой для устранения расхождений является предоставление налогоплательщиком документов, подтверждающих данные его учета (копий платежных поручений, выписок банка). При обнаружении ошибки, допущенной налоговой инспекцией, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку.
После того, как служебные записки «пройдут» по отделам налоговой, на основании уточненных данных формируется новый акт сверки расчетов с учетом внесения изменений на текущую дату. После этого представитель организации приглашается в инспекцию для подписания и получения акта (с указанием даты вручения), или акт направляется ему ценным письмом по почте, ТКС либо через личный кабинет.
Если расхождения не устранены и ИФНС отразила в акте сверки задолженность, с которой налогоплательщик не согласен, он должен указать на это в акте, и лишь после этого подписать документ. Без такого указания в случае спора суд может квалифицировать это как признание задолженности (абз. 3 п. 22 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25).
Срок сверки по налогам
Максимальный срок, установленный для сверки расчетов, – 30 календарных дней. Он предусмотрен на случай появления у фирмы разногласий к полученному акту сверки. Если таковые имеются, организация возвращает налоговикам акт, приложив к нему документы, которые подтвердят ее позицию. С даты регистрации возвращенного акта с разногласиями и исчисляются 30 календарных дней.
Срок формирования акта сверки расчетов зависит от того, каким способом вы подали заявление на сверку.
Если заявление подали на бумаге при личном обращении в налоговую либо направили его по почте, акт сверки расчетов должны подготовить не позднее 5 рабочих дней с даты регистрации вашего заявления.
Если заявление на сверку вы подали в электронном виде, налоговики должны сформировать акт не позднее 3-х рабочих дней с момента получения вашего заявления. Акт подпишут УКЭП и направят вам в электронной форме по ТКС или через личный кабинет.